| | | |
Торможения и повороты
Все статьи / Шелдон Браун / Торможения и повороты

Торможения и повороты

Статья Шелдона Брауна
Материалы сайта: Шелдон Браун http://bicycle.spb.ru/

Как тормозить? Задним тормозом, передним тормозом, или обоими?
Раз уж на велосипеде два тормоза, по одному на каждую руку, то неплохо бы уделить внимание их правильному использованию. Если, конечно, вы хотите научиться тормозить плавно и безопасно.

Народная мудрость
Народная мудрость рекомендует нажимать на два тормоза одновременно. Возможно, это и неплохой совет для новичков, еще не научившихся в совершенстве играть тормозами — но эти несчастные никогда не смогут затормозить так быстро и спокойно, как велосипедист, научившийся использовать передний тормоз.

Максимальное торможение — прекратите панику
Самый быстрый способ остановить байк с обычной колесной базой — это зажать передний тормоз так сильно и резко, что заднее колесо почти оторвется от земли. В этой ситуации задний тормоз никак не влияет на торможение, потому что само заднее колесо просто теряет на некоторое время сцепление с грунтом.

Я не полечу через руль?
Задний тормоз вполне годится в ситуациях, когда сцепление с грунтом плохое, или когда переднее колесо скользит. Но для торможения на сухой мостовой хороший передний тормоз и без помощи заднего обеспечивает максимальное тормозное усилие как в теории, так и на практике.

Если вы научитесь правильно использовать передний тормоз, то ваши поездки станут гораздо безопаснее.

Многие байкеры воздерживаются от использования переднего тормоза — боятся перелететь через руль. Такое бывает, но главным образом с теми, кто не научился регулировать усилие, передаваемое на тормоза.

Тот, кто надеется на задний тормоз во всех обстоятельствах, может попасть в неприятную ситуацию: потребуется резко затормозить, и, в панике зажав изо всех сил передний тормоз в надежде мгновенно остановится, велосипедист совершит классический «кувырок через руль».

Jobst Brandt выдвинул правдоподобную теорию, согласно которой «кувырок через руль» происходит не столько из-за слишком резкого торможения, сколько из-за того, что во время собственно торможения велосипедист не работает руками «против торможения»: сам велосипед останавливается, тело же байкера продолжает движение, пока бедра не наткнутся на руль — и байк, не поддерживаемый весом седока, переворачивается.

Этого не произойдет, если вы используете только задний тормоз, потому что как только заднее колесо окажется в воздухе, сила торможения перестает действовать. Однако, к сожалению, торможение только задним тормозом вдвое менее эффективно, чем торможение исключительно передним тормозом. Так что упование на задний тормоз небезопасно для тех, кто ездит быстро. Важно использовать собственные руки для контроля положения тела во время экстренного торможения — тогда и кувырков не будет. Фактически хорошая техника торможения подразумевает перенос веса за седло как можно быстрее, и перемещение центра тяжести как можно дальше. Этот принцип хорошо действует независимо от того, применяете ли вы задний, передний или оба тормоза. Использование обоих тормозов может вызвать так называемый «рыбий хвост» (fishtailing). Если заднее колесо заносит, задняя часть байка попытается «обогнать» переднюю, потому что в этот момент они имеют разные скорости. Как только задняя шина начинает скользить, она может сдвинуться в сторону так же легко, как и вперед — чего же в этом хорошего?

Если вы не верите мне, возможно, John Forester убедит вас... см. его «Краткие инструкции по использованию переднего тормоза». (К сожалению, вышеупомянутый сайт не отличается постоянством содержания, поэтому, возможно, вам придется искать эту статью в «FAQ эхоконференции rec.bicycles». Английское название статьи: “Entry in the rec.bicycles FAQ on Front Brake Usage”).

Учимся использовать передний тормоз
Максимальный эффект от торможения проявляется тогда, когда передний тормоз зажат столь сильно, что заднее колесо оказывается на грани отрыва от земли. Когда такое случается, даже легчайшее нажатие на задний тормоз приведет к заносу заднего колеса.

Если вы ездите на обычном велосипеде, то лучший способ попрактиковаться в использовании переднего тормоза — поездить по пустой автомобильной стоянке или другому безопасному пространству. Зажимайте при торможении оба тормоза, но все же большие усилия направляйте на передний. Продолжайте педалировать во время торможения, чтобы ваши ноги немедленно сообщили вам о том, что начался занос заднего колеса. Тренируйтесь, тренируйтесь и еще раз тренируйтесь, пока не почувствуете, что у вас получается быстрое, на грани подскока заднего колеса, торможение.

Некоторые предпочитают велосипеды без системы передач (в России это подавляющее большинство велосипедов — будем считать, что у них ручной, а не ножной тормоз). Когда вы резко тормозите передним тормозом на таком велосипеде, цепь прекрасно «доводит до вашего сведения» ситуацию в районе заднего колеса. Это, кстати, одна из причин, по которой велосипеды без системы передач предпочтительней для зимнего катания.

Если вы едете на таком велосипеде только с передним тормозом, ваши ноги абсолютно точно сообщают вам о том, что торможение достигло максимума. Как только ваш «простой» велосипед научит вас этому, вы сразу поймете, как эффективно тормозить только передним тормозом на более «продвинутых» велосипедах.

Если вас заинтересовал вопрос эксплуатации велосипедов без системы передач, познакомьтесь с моей статьей о дорожниках и со страницей рекомендаций счастливых обладателей.